В данной статье мы рассмотрим ситуацию, когда застройщик сдал дом в эксплуатацию, а разрешение на постоянный допуск в эксплуатацию теплового пункта не получил. Дом построен, акт ввода МКД в эксплуатацию получен, квартиры проданы, все хорошо. Но для управляющей организации могут возникнуть трудности в предоставлении населению коммунальных услуг, поскольку РСО отказывается заключать договор на поставку ресурса, руководствуясь отсутствием постоянного разрешения на допуск ИТП в эксплуатацию, и грозит оставить жителей без коммунальных услуг.
Попробуем разобраться должен или нет застройщик получить постоянное разрешение на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки.
Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подключение тепловых энергоустановок регламентируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила № 787), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), а также Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115).
В соответствии с пунктом 49 Правил № 787 (указанные правила действуют с 19.07.2018г.), до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель (абонент) заключает договор теплоснабжения и предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, подключаемые к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор. При этом аналогичная норма содержалась также в пункте 42 ранее действовавших Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307.
Исходя из п. 36 Правил № 808 к заявке на заключение договора теплоснабжения должно прилагаться, в том числе, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданное органом государственного энергетического надзора.
Согласно п. 2.4.11 Правил № 115, включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (пункт 2.4.2. Правил № 115).
На основании п. 2.4.4. Правил № 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
В соответствии с п. 14 Порядка организации работ по выдаче разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 (далее - Порядок № 212), в случае отсутствия замечаний должностное лицо Службы, проводившее осмотр энергоустановки, оформляет акт осмотра энергоустановки и выдает разрешение на допуск ее в эксплуатацию.
В силу п. 2.4.4. Правил № 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Согласно п. 84 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (далее - Исчерпывающий перечень), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403, к процедурам, связанным с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения отнесена необходимость предоставления разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
Кроме того, в силу п. 9.9 КоАП РФ ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах влечет административную ответственность.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что подключение к тепловым сетям новых систем теплопотребления осуществляется исключительно после их осмотра и допуска в эксплуатацию органом государственного энергетического надзора, без допуска энергоустановки в эксплуатацию включение системы теплоснабжения в работу не производится, подача теплоносителя не осуществляется.
Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 20.04.2018 № 307-ЭС17-3112 по делу № А56-92841/2015 «система отопления, смонтированная застройщиком в спорных жилых домах, является источником повышенной опасности, что обусловливает государственный контроль за соответствием энергоустановки техническим регламентам, требованиям нормативно-правовых актов в целях технической безопасности тепловых установок и сетей, отсутствие разрешения Управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию энергоустановок спорных жилых домов является нарушением требований Правил № 115».
В качестве подтверждения обязанности застройщика получить разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию можно привести следующую судебную практику.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2015 № Ф07-2045/2015 по делу № А56-18167/2014:
«Разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию в дело не представлено. До момента получения такого разрешения энергоустановка не соответствует требованиям закона, и у ответчика отсутствовали правовые основания для передачи дома в управляющую компанию».
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2011 № 33-18312/11:
«…Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заключению договора теплоснабжения между ОАО1 и ТСЖ препятствует отсутствие разрешения Северо-Западного управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок жилого здания по адресу: <адрес>, а также акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. При этом, исходя из положений подпунктов 6, 7, 8 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, п. 23 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83, п. 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115, принимая во внимание положения п. 9.5 договора теплоснабжения, заключенного <дата> между ОАО2 и ООО, предусматривающего обязанность последнего по получению акта допуска теплоустановки в постоянную эксплуатацию, учитывая, что ООО, являясь застройщиком жилого дома, не обеспечило подключение жилого дома к теплоснабжению по постоянной схеме, суд пришел к выводу о том, что разрешение Северо-Западного управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок должно было быть получено застройщиком и находиться в его распоряжении до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передачи его эксплуатирующей организации, при этом наличие у застройщика обязанности по передаче транзитных тепловых сетей не исключает возможность подписания между собственником данных сетей (ООО), сетевой организацией и ТСЖ акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, вследствие чего усмотрел основания для возложения на ООО обязанности по предоставлению ТСЖ, как обслуживающей жилой дом организации, уполномоченной в силу действующего законодательства владеть указанной документацией в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, разрешения Северо-Западного управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок и подписанного ООО акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Суд обоснованно, ссылаясь на п. 9.5 договора теплоснабжения, заключенного <дата> между ОАО2 и ООО, отклонил довод представителя застройщика о том, что вышеназванное разрешение Северо-Западного управления Ростехнадзора должно быть получено ТСЖ, учитывая, что названным договором, а также приведенными положениями нормативно-правовых актов обязанность по получению акта допуска теплоустановки в постоянную эксплуатацию возложена на застройщика дома».
Суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Поэтому если так случилось, что приняв в управление новостройку, застройщик по каким-либо причинам не оформил разрешение на допуск в эксплуатацию ИТП, за разрешением вопроса можно обратиться с претензией к застройщику, параллельно инициировав заявление в прокуратуру.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/