Адрес:
Россия, Новосибирск, улица Ватутина, дом 41/1

Новости ЖКХ

Если муниципалитет не создает площадки ТКО

Эта статья будет интересна тем управляющим организациям, где муниципалитет пассивен, где до настоящего времени схема размещения мест накопления ТКО не разработана, ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО не осуществляется.

Статья написана по мотивам судебных споров прокурора с администрацией одного из МО Оренбургской области. 

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89).

В соответствии с п. 4 ст. 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

В п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок создания мест накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра определяются Правилами обустройства мест накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 (далее – Правила).

Пунктом 1 ст. 13.4 ФЗ № 89 предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ № 89 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся:

  • создание и содержание мест накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определение схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накопления ТКО;
  • организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, вопросы по созданию и содержанию мест накопления ТКО, а также вопросы по определению схемы размещения мест накопления ТКО и ведению реестра мест накопления ТКО являются вопросами местного значения.

Кроме этого, п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 . 1 ст. 15, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относят к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Согласно ст. 8.1 ФЗ № 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области обращения с отходами, установленные этим законом, могут быть перераспределены между ними в предусмотренном Законом № 131-ФЗ порядке.

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 12 ФЗ № 89 определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил, места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам накопления ТКО.

В случае, если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах (а это, кстати, управляющие организации), такие лица согласовывают создание места накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Учитывая, что отсутствие на территории муниципального образования специальных мест для накопления ТКО может привести к возникновению несанкционированных свалок, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, обращение в суд с соответствующим иском соответствует требованиям закона.

Кстати, отсутствие установленных границ земельных участков, отведенных под площадки для накопления ТКО, не постановка их на кадастровый учет не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обустроить соответствующие места для накопления ТКО.

Так, положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, ФЗ № 89, Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельным кодексом РФ, Правилами, не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять постановку на кадастровый учет земельных участков, расположенных под площадками для накопления ТКО и оформлять их в муниципальную собственность, прямое указание на такую необходимость тоже отсутствует.

Создание и содержание мест накопления ТКО и ведение соответствующих реестров не относится и к обязанностям регионального «мусорного» оператора.

Как сформулировать требования возмущённой общественности? К примеру так:

Признать незаконным бездействие администрации МО, выразившееся в отсутствие схемы размещения мест накопления ТКО, в непринятии мер по обустройству мест для накопления ТКО, в непринятии мер по обустройству мест для накопления ТКО в муниципальном образовании.

Возложить обязанность на администрацию МО в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему размещения мест накопления ТКО, необходимых для установки на территории МО; в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести реестр мест накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, в том числе Правилами, с размещением его на официальном сайте администрации МО.

Возложить обязанность на администрацию МО оборудовать в течение такого-то срока и содержать места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством на территории МО.

По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/

Теги отходы складирование мусора места накопления ТКО ТКО
Хотите узнать стоимость обслуживания МКД?

Ищете управляющую компанию? Заполните заявку, и наш менеджер свяжется с вами для уточнения параметров.

Услуги
Оплатить содержание жилья

Перейти в личный кабинет на сайте жкх-нсо.рф для подачи показаний счетчиков и оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Оплатить содержание жилья
Подать показания счетчиков

Показания счетчиков (ИПУ) принимаются к расчету с 20 по 23 число каждого месяца.

Подать показания счетчиков
Скачать приложение для оплаты ЖКУ

Скачать приложение Квартплата для оплаты ЖКУ.

Скачать приложение для оплаты ЖКУ
Платные услуги по заявкам собственников

Услуги по отключению/обратному подключению стояков и иные дополнительные услуги по заявкам собственников.

Платные услуги по заявкам собственников
ТЕЛЕФОН:
Адрес:
г. Новосибирск, улица Ватутина, дом 41/1, отдельный вход после шлагбаума

ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС