Ассоциация организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами «Бурмистр» обратилась с запросом в Минстрой о предоставлении разъяснений по следующим вопросам:
- правомочно ли применение управляющей организации размера платы, утвержденного ОМСУ для группы многоквартирных домов;
- обязан ли ОМСУ по запросу управляющей организации устанавливать «индивидуальный» размер платы для каждого отдельного многоквартирного дома;
- при наличии обязанности ОМСУ установить «индивидуальный» размер платы для конкретного многоквартирного дома кем должен разрабатываться и утверждаться перечень работ и услуг по содержанию общего имущества такого дома.
В ответ Минстрой РФ разъяснил, как орган местного самоуправления устанавливает размер платы за содержание жилого помещения, если нет решения ОСС по этому вопросу, в том числе, если домом управляет управляющая организация. Если собственники помещений в МКД на ОСС не принимают решение о выборе способа управления МКД, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливает орган местного самоуправления. То же самое происходит, если домом управляет УК, но собственники не приняли решение об установлении размера платы.
Согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр (далее – Методические рекомендации) размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (далее - среднее значение размеров платы).
В соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций, тип многоквартирного дома рекомендуется определять исходя из его конструктивных и технических характеристик, степени благоустройства и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
«Таким образом, орган местного самоуправления выбирает наиболее подходящий тип благоустройства, исходя из утвержденного перечня типов многоквартирных домов, и принимает решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в соответствии с утвержденным размером платы за содержание жилого помещения для такого типа многоквартирных домов».
В дополнение хотелось бы привести еще позицию Верховного Суда РФ, приведенную в Определении от 18.09.2013 № 49-КГПР13-6.
Прокурор обратился с заявлением о признании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год противоречащим пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 и недействующим.
Судами двух инстанций было отказано в удовлетворении требований прокурора. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации посчитала, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права и указала на следующее:
«Между тем, как следует из материалов дела, в нарушение приведенных норм жилищного законодательства решением Совета городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года № 358 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год» установлены недифференцированные ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт для всех собственников помещений муниципального образования независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому, и без проведения конкурсных процедур, что привело к нарушению прав собственников помещений многоквартирных домов г. Октябрьского Республики Башкортостан, которым плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле, без проведения необходимых конкурсных процедур, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.
Таким образом, Судебная коллегия полагает, что выводы судебных инстанций о соответствии оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, основаны на неправильном применении норм материального права».
По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru