В ряде регионов не успевают принимать и вводить в эксплуатацию новые лифты, установленные в многоквартирных домах по программе ускоренной замены. Жителям, в подъездах которых работы уже завершены, все равно приходится подниматься на свои этажи пешком.
"Мы столкнулись с очень странной проблемой, - сообщила исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ контроль" Светлана Разворотнева на слушаниях в Общественной палате. - По стране пошли региональные программы капремонта, реализуется приоритетный ведомственный проект по ускоренной замене лифтов. И вот в части регионов он буксует в связи с тем, что органы Ростехнадзора просто не успевают принимать в эксплуатацию лифты, которые начали меняться в том темпе, в котором они должны меняться. Есть жалобы от граждан, которые говорят, что лифты установили, и они не работают".
Всего в жилом фонде страны сегодня около 440 тысяч лифтов. Программа предполагает ускоренную замену 75 тысяч лифтов к 2022 году и снижение износа лифтового оборудования на 16% без дополнительной финансовой нагрузки на собственников жилья. За 2017 год к программе присоединились 20 регионов.
Проблемы с вводом лифтов в эксплуатацию возникли в Москве, в Московской, Мурманской, Липецкой, Белгородской и Архангельской областях, а также в Хабаровском крае.
"В середине 2017 года было принято постановление правительства и, по сути, возвращен надзор Ростехнадзору за безопасной эксплуатацией лифтов", - рассказывает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов.
Теперь лифт после замены и модернизации вводится в эксплуатацию лишь пройдя контрольный осмотр инспектором Ростехнадзора.
"Если мы в 2016 году заменили 16 тысяч лифтов, то на 2018 год у нас 20 тысяч лифтов стоит в плане. То есть 20 тысяч проверок инспекторов будет назначено", - говорит Сергей Чернышов.
Последние пять лет Ростехнадзор не занимался этой деятельностью. В результате был потерян состав инспекторов. И сейчас надзор сталкивается с острой нехваткой кадров.
"В Московской области планируется заменить более двух тысяч лифтов, а работают на этой территории только четыре инспектора", - отмечает Сергей Чернышов.
Пока функция надзора за безопасностью лифтов Ростехнадзора была ликвидирована, служба лишилась основной части кадрового состава инспекторов, подтверждают в Ростехнадзоре.
"Функции были переданы без увеличения штатной численности, ни единого инспектора нам не дали", - отметила Светлана Радионова, заместитель руководителя Ростехнадзора.
Медленно меняется нормативная база. Из пяти документов, разработанных Ростехнадзором, ни один не был до сих пор принят. Фактически инспекторы выходят на прием и проверку лифтов на свой страх и риск, не имея на это законных полномочий.
Но не только нехваткой кадров объясняется проблема с вводом в эксплуатацию лифтов. У Ростехнадзора есть претензии и к качеству подъемников после замены. Так как многие подрядчики меняют только кабины лифтов, но оставляют старые направляющие и подъемные механизмы.
"Если вам заменили кабину, это не значит, что вам заменили лифт. Это обман потребителя", - говорит Светлана Радионова.
В службу нередко поступают жалобы на уже обновленные лифты.
"Поменяли лифт, а он начинает дымить, шуметь, не так останавливаться, ездит хуже. Потому что не поменяли лифт - поменяли лифтовую кабину", - говорит она.
Представитель Ростехнадзора приводит печальную статистику. В 2017 году при авариях в лифтах погибли четыре человека, и все эти лифты были новыми. Так что новый подъемник и безопасный пока не одно и то же.
По материалам сайта https://rg.ru.