И снова речь пойдет о незаконных предписаниях органа государственного жилищного надзора, касающихся порядка начисления платы за содержание и текущий ремонт в МКД.
На этот раз в непростой ситуации оказалась управляющая компания из г. Барнаул — ООО «ЖКИ». На одном из МКД, который находился в управлении УО, собственниками на общем собрании были приняты решения: об утверждении тарифа на услугу «Текущее содержание» в размере 11 руб. с 1 кв.м.
Услуги по «содержанию лифта» и «страхованию лифта» не были включены в перечень услуг и работ, которые должна осуществлять УО за вышеуказанную плату. То есть, собственниками помещений в спорном МКД не было принято решение об оплате услуг по обслуживанию лифтового оборудования, в связи с этим расходы по строкам «содержание лифта», «страхование лифта» оплачивались отдельными строками исходя из фактически предоставленного объема услуг.
Такое положение дел не устроило Государственную инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края, которая по итогам внеплановой документарной проверки посчитала, что ООО «ЖКИ» нарушило раздел 2 пункт 17, раздел 1 пункт 1 Правил№ 491, и вынесла в отношении ООО «ЖКИ» предписание, обязывающее УО произвести перерасчет платы по статьям «содержание лифта» и «страхование лифта» с июня 2017 года в срок до 31.01.2020 г., либо утвердить расходы по статьям «содержание лифта» и «страхование лифта» на общем собрании собственников дома также в срок до 31.01.2020 г.
Не согласившись с предписанием, УО обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным и отмене предписания.
Арбитражный суд Алтайского края Решением от 11.06.2020 года по делу № А03-21542/2019 исковые требования УО удовлетворил в полном объеме, указав следующее:
«… в соответствии с пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании, лицензионным требованиям к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленным Правительством РФ, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (ч. 1.2 ст.161 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
По требованиям ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 ст.156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с разделом I п. 7, разделом II п. 17 Правил № 491 содержание лифта является жилищной услугой, которая входит в расходы на содержание общего имущества, доля расходов на которое определяется соразмерно долям в праве общей собственности на это имущество и оплачивается путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, то изменение данных расходов должно производиться только по решению общего собрания собственников.
В соответствии с ч. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Согласно положениям пункта 11 Правил № 491 услуги по содержанию лифта в состав содержания общего имущества многоквартирного многоквартирного дома не входят.
Принимая во внимание, что услуги по содержанию лифтов являются обязательной составной частью содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, а также то, что закон не запрещает собственникам помещений самостоятельно определять размер и способы их оплаты, суд приходит к выводу, что само по себе выделение в квитанции отдельных сток «содержание лифтов» не нарушает прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного жилого дома, и не приводит к увеличению расходов, так как не входят в расчет «содержание и текущий ремонт жилья».
Инспекция в обоснование своей позиции указывает на то, что законодательством не предусмотрен вышеуказанный способ установления размера платы (часть начисляется согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а часть оплачивается отдельной строкой исходя из фактически представленного объема услуг). Вместе с тем, действующим законодательством не установлен запрет на применение смешанного способа установления размера платы.
В данном случае в отношении части услуг Обществом был применен тариф, утвержденный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а в отношении «содержание лифта», «страхование лифта» установлен исходя из фактически предоставленного объема услуг, что не противоречит требованиям ЖК РФ и согласуется с решениями общих собраний собственников...».
Суд признал недействительным предписание и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Управляющая компания «Жилищная коммунальная инициатива».
Госинспекция безуспешно пыталась оспорить решение в апелляции, однако жалоба была возвращена в связи с пропуском срока её подачи. Кассационная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе.
Инспекция не остановилась и обратилась в Верховный суд РФ в надежде развернуть дело в свою пользу. Верховный Суд РФ в Определении №304-ЭС20-22957 от 8 февраля 2021 г., отказывая в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, указал следующее:
«... в утвержденный собственниками помещений в доме перечень услуг и работ по содержанию общего имущества услуги по содержанию лифтового хозяйства не входят, в установленный собственниками тариф на содержание общего имущества расходы на данные услуги также не включены.
В отношении содержания лифта и страхования лифта тариф установлен, исходя из фактически представленного объема услуг, этот тариф не превышает тариф, установленный органом местного самоуправления, что не противоречит требованиям жилищного законодательства.
Суды пришли к выводу о том, что само по себе выделение в квитанции отдельной строкой «содержание лифтов» не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме и не приводит к увеличению расходов, так как эти расходы не входят в расчет содержания общего имущества.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела…».
УО отстояла свои права, а Верховный суд РФ подтвердил право УО на получение платы от собственников на обязательные жилищные услуги, даже при отсутствии соответствующего решения ОСС.
По материалам сайта «Бурмистр.ру» https://www.burmistr.ru/