Адрес:
Россия, Новосибирск, улица Ватутина, дом 41/1

Новости ЖКХ

Почему и как УО обязаны вести работу по противодействию коррупции

Есть мнение, что антикоррупционная деятельность – это обязанность только госорганов и региональной власти, бюджетных организаций, а к прочим организациям эти требования не относятся. В данной статье рассказываем, почему и как управляющие организации и ТСЖ обязаны вести работу по противодействию коррупции. 

Понятие коррупции дано в ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это злоупотребление служебным положением или полномочиями, дача взятки или подкуп, другое использование служебного положения в целях получения финансовой или иной выгоды для себя или иного лица, в том числе если эти действия совершаются от имени или в интересах юрлица. К понятию «противодействие коррупции» относится деятельность органов власти всех уровней: федеральных, региональных, муниципальных, а также институтов гражданского общества, юридических и физических лиц, которая заключается в: 

— предупреждении коррупционных действий; выявлении и устранению причин коррупции; 

— выявлении, пресечении и расследовании коррупционных действий; 

— устранение последствий, которые возникли из-за коррупционных действий. 

То есть противодействие коррупции – это её профилактика и борьба с такими правонарушениями и их последствиями (ч. 2 ст. 1 № 273-ФЗ). Закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ был принят ещё в 2008 году, но только в конце 2012 года в него была добавлена ст. 13.3 об обязанности всех организаций в РФ бороться с коррупцией. 

Новая статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ и вступила в силу 1 января 2013 года. Именно с этой даты все юрлица, в том числе управляющие организации и ТСЖ, обязаны разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике и пресечению коррупционных правонарушений. 

Согласно ст. 13.3 № 273-ФЗ, к таким мероприятиям относятся: 

  1. назначение подразделений или лиц, ответственных за работу по противодействию коррупции в организации; 
  2. сотрудничество с правоохранительными органами по вопросам борьбы с коррупцией; 
  3. составление политики/стандартов организации по противодействию коррупции и кодекса поведения сотрудников; 
  4. недопущение в организации ведения двойной отчётности и использования поддельных документов; 
  5. урегулирование конфликта интересов. 

При возникновении конфликта интересов следует принимать меры по урегулированию ситуации. Но обязаны это делать только в органах власти, бюджетных организациях, в отношении госслужащих. В отношении иных организаций в п. 5 ч. 2 ст. 13.3 № 273-ФЗ указано, что в деятельность по противодействию коррупции они могут включать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. 

Не всем организациям понятно, что значит конфликт интересов и может ли он возникнуть не в госучреждении, а в УО или ТСЖ. Согласно ст. 10 № 273-ФЗ, конфликт интересов – это ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью работника и законными правами/интересами других лиц или организаций, общества или государства в целом. Личная заинтересованность при этом выражается в возможности получить доход в любой форме, денежной или материальной, для себя, членов семьи, друзей. 

Примером конфликта интересов в деятельности управляющих организаций может служить следующая ситуация: если в подъезде №1 дома, которым управляет УО, проживает руководитель организации или члены его семьи, то недопустимо ущемлять права и интересы жителей других подъездов МКД. Текущий ремонт, работы по содержанию общего имущества должны проводить одинаково во всех подъездах дома, а не только в подъезде № 1. 

Согласно ч. 1 ст. 13.3 № 273-ФЗ, управляющие организации, ТСЖ, кооперативы обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Перечень таких мер приведён в ч. 2 ст. 13.3 № 273-ФЗ, а также в Методических рекомендациях, которые были разработаны и утверждены в конце 2013 года Минтрудом РФ. Рекомендации составлены для организаций, в отношении которых законом не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (п. 3 Методических рекомендаций). 

Поэтому УО и ТСЖ, составляя свою стратегию и политику в этом направлении и исполняя обязанность, закреплённую в ст. 13.3 № 273-ФЗ, следует использовать этот документ. Согласно п. 2 Методических рекомендаций, к работе по предупреждению коррупции в организациях относится деятельность по введению в корпоративную культуру, оргструктуру правил и процедур, которые будут предотвращать коррупционные действия сотрудников. 

Раздел III Методических рекомендаций определяет основные принципы, которые должны лежать в основе политики любой организации в сфере противодействия коррупционной деятельности. Таких принципов семь: 

  1. Соответствие политики организации нормам и требованиям законодательства. 
  2. Личный пример руководителя. 
  3. Вовлечённость сотрудников. 
  4. Эффективность мер по противодействию коррупции. 
  5. Ответственность сотрудников за их действия и неотвратимость наказания независимо от их должности и стажа работы. 
  6. Открытость бизнеса в части информирования партнёров и общественности о принятых в организации стандартах в части противодействия коррупции при ведении бизнеса. 
  7. Постоянный контроль и регулярный мониторинг результатов в сфере противодействия коррупции в организации. 

Антикоррупционная политика не едина для всех: в зависимости от профиля организации, штата и принятых принципов она будет индивидуальна для каждой УО (ч. 1 разд. IV Методических рекомендаций). Её основные процедуры, постулаты и конкретные мероприятия следует закрепить в едином документе, который Минтруда РФ рекомендует назвать просто: «Антикоррупционная политика (наименование организации)». 

Примеры таких документов многочисленны: для реализации принципа открытости бизнеса многие УО и ТСЖ выкладывают их на своих сайтах. Приведём в пример антикоррупционную политику ООО «УК Южный Кузбасс»ООО «УК Креатив»ООО «РеАл-Сервис»

Помимо антикоррупционной политики, УО и ТСЖ следует разработать и другие регламенты: кодекс служебной этики, положение о конфликте интересов, порядок информирования руководства о фактах коррупции, порядок проведения контроля и мониторинга эффективности антикоррупционной политики, форму и периодичность отчёта по работе в этой сфере. 

За реализацией требований № 273-ФЗ следит управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ и её региональных подразделений. Особое внимание при проверках надзорный орган уделяет организациям с наибольшим риском коррупционных проявлений. К таким юрлицам относят и организации, работающие в сфере ЖКХ. 

Прокуратура проверяет, в том числе внепланово, без предупреждения, есть ли у управляющей организации/ТСЖ антикоррупционная политика, назначены ли ответственные за эту сферу сотрудники, принят ли кодекс этики и служебного поведения работников, есть ли положение о конфликте интересов. При выявлении нарушений руководителю УО/ТСЖ выносится представление об их устранении. Вот несколько примеров: 

  1. Прокуратурой г. Абакана при проверке двух управляющих компаний установлены многочисленные нарушения требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». 
  2. Прокуратура Мурманской области выявила нарушения антикоррупционного законодательства в деятельности управляющих компаний. 
  3. Прокуратура города Лыткарино провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ. 

В случае, если при проверке прокуратура установит нарушения № 273-ФЗ, а УО/ТСЖ не исполнят полученные представления, организация будет привлечена к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ – за умышленное невыполнение требований прокурора. За такое нарушение предусмотрен штраф для юрлиц от 50 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а для должностных лиц – штраф от 2 000 до 3 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. 

В соответствии со ст. 13.3 № 273-ФЗ, управляющие организации, ТСЖ и жилищные кооперативы наравне с органами власти и бюджетными организациями обязаны принимать меры для профилактики и борьбы с коррупцией. В УО и ТСЖ должен быть разработан, утверждён и внедрён в практику пакет документов, в основу которых ложится антикоррупционная политика организации. 

Внутри коллектива должны быть назначены ответственные за реализацию комплекса мер по противодействию коррупции. Чтобы обеспечить открытость организации в этой сфере, антикоррупционную политику следует разместить на официальном сайте УО/ТСЖ, а также в представительствах. С документом должны быть ознакомлены все сотрудники УО, ТСЖ или ЖК.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10383/pochemu-i-kak-uo-obyazany-vesti-rabotu-po-protivodeystviyu-korrupcii

Теги антикоррупционные действия управляющая организация управление МКД антикоррупционная политика коррупция
Хотите узнать стоимость обслуживания МКД?

Ищете управляющую компанию? Заполните заявку, и наш менеджер свяжется с вами для уточнения параметров.

Услуги
Оплатить за содержание жилья

Перейти в личный кабинет на сайте жкх-нсо.рф для подачи показаний счетчиков и оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Оплатить за содержание жилья
Подать показания счетчиков

Показания счетчиков (ИПУ) принимаются к расчету с 20 по 23 число каждого месяца.

Подать показания счетчиков
Скачать приложение для оплаты ЖКУ

Скачать приложение Квартплата для оплаты ЖКУ.

Скачать приложение для оплаты ЖКУ
Платные услуги по заявкам собственников

Услуги по отключению/обратному подключению стояков и иные дополнительные услуги по заявкам собственников.

Платные услуги по заявкам собственников
ТЕЛЕФОН:
Адрес:
г. Новосибирск, улица Ватутина, дом 41/1, отдельный вход после шлагбаума

ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС