Несанкционированная реклама на стенах и в подъездах МКД – распространённое явление, которое часто наносит ущерб дому. Чтобы уберечь общее имущество от этого, УО устанавливают у подъездов специальные доски объявлений. Рассказываем в данной статье, являются ли они рекламными конструкциями и может ли ФАС РФ наказать распространителей несогласованной рекламы в подъездах.
Собственники помещений в МКД несут бремя содержания общего имущества в таком доме, внося плату за жилое помещение. При этом жители дома могут зарабатывать, грамотно используя такое имущество. О способах получения дополнительных средств домом мы рассказывали ранее: это сдача площадей в аренду, размещение оборудования операторов связи, предоставление в возмездное пользование части придомовой территории.
Один из способов заработать на общем имуществе – размещение в доме или на фасаде МКД рекламы. Делать это можно только с согласия ОСС, что подтверждается многочисленными примерами из судебной практики. В основном она касается размещения на доме рекламы и вывесок информационного характера.
Сегодня мы поговорим об информации на стендах, которые по ПП РФ № 416 управляющая организация обязана установить в каждом подъезде многоквартирного дома. Некоторые компании размещают их и во дворах, на придомовой территории, в том числе дополнительно возле подъездов, чтобы рекламу и объявления не клеили на стены дома и не портили фасад и двери.
На вопрос о том, является ли информационный стенд, размещённый на придомовой территории, у подъезда, рекламной конструкцией и, соответственно, подпадает ли он под действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответила Федеральная антимонопольная служба в письме от 24.09.2020 № дф/82787/20.
Согласно ч. 1 ст. 3 № 38-ФЗ, реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; адресованная неопределённому кругу лиц; направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к наружной рекламе, в том числе размещаемой на фасаде МКД и придомовой территории, установке рекламных конструкций закреплены в ст. 19 № 38-ФЗ. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий или вне их, выполняется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований ст. 19 № 38-ФЗ.
При этом, как отмечает ФАС РФ, перечень рекламных конструкций не является закрытым. В ч. 1 ст. 19 № 38-ФЗ сказано об «иных технических средствах стабильного территориального размещения», к которым ведомство относит любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями не предназначены для перемещения.
При этом в № 38-ФЗ нет определения понятию «прочная связь конструкции с объектом». ФАС РФ поясняет, что речь идёт о связи, которая делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств. Если на ней размещена реклама, то это рекламная конструкция.
Если информационный стенд у входа в подъезды МКД используется для распространения рекламы, его перемещение невозможно без использования инструментов, то он относится к рекламным конструкциям. Поэтому такие стенды должны соответствовать положениям ст. 19 № 38-ФЗ. Это значит, что для монтажа информационной доски у входа в подъезд, если на ней будет реклама, нужно разрешение органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию, а также необходимо внести её в муниципальную схему размещения рекламных конструкций (ч. 5.8 ст. 19 № 38-ФЗ).
В письме от 24.09.2020 № дф/82787/20 ФАС РФ отдельно оговаривает вопрос о том, какая информация не относится к рекламе. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 № 38-ФЗ, действие этого закона не распространяется на сообщения органов власти и муниципалитетов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой. Также к рекламе не относятся объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, если информационный стенд у подъезда содержит объявления об отключениях воды или «отдам котёнка», то они не являются рекламными. Тогда требования ст. 19 № 38-ФЗ на них не распространяется. При этом ведомство указывает, что такие конструкции должны соответствовать нормам локальных актов, устанавливающих правила благоустройства территорий (ч. 2 ст. 1, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ). Именно ОМС в рамках своих полномочий определяет порядок и возможность размещения конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулируется № 38-ФЗ, в соответствующем нормативном акте.
Также в письме ФАС РФ говорит и о рекламе внутри подъездов многоквартирного дома: на стендах или, например, в лифтах. Ведомство отмечает, что № 38-ФЗ не запрещает такую рекламу и не содержит специальных требований к ней. То есть требования ст. 19 № 38-ФЗ не распространяются на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств. Это подтверждается и практикой дел, которые разбирают в региональных управлениях ВАС РФ.
Например, решение Омского УФАС России от 02.04.2020 по делу № 055/05/5-233/2020. В адрес управления поступила жалоба жителя многоквартирного дома. Ему не понравилось, что в подъездах дома, где он живет, были расклеены рекламные листовки. По мнению заявителя, информация была размещена в непредназначенных для этого местах – на информационных стендах управляющей организации, на дверях электрощитов. Рассматривая дело, УФАС отметил, что информация, на которую жаловался житель МКД, подпадает под понятие «реклама» и обладает всеми её признаками: распространена печатным способом, направлена на привлечение внимания неопределённого круга лиц к объекту рекламы и предлагаемым им услугам – подключению интернета.
Управление по результатам проверки возбудило дело по признакам нарушения ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ. При этом в силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению ОСС объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Поскольку реклама была размещена без согласия собственников, без учёта требований ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ, комиссия Омского УФАС России сделала вывод о том, что рекламораспространитель нарушил нормы законодательства в сфере рекламы. При этом ст. 38 № 38-ФЗ не устанавливает административной ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение требований ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ. Поэтому омский УФАС России не стал выдавать рекламораспространителю предписание о прекращении нарушения законодательства РФ.
Управляющая организация, решая установить у подъездов многоквартирного дома стенды, чтобы на них, а не на стенах и дверях, размещались объявления третьих лиц, должна учитывать, что:
- Стенд может быть отнесён к рекламным конструкциям, и в таком случае для него нужно разрешение на монтаж.
- Если на доске размещаются только информационные сообщения, то монтаж доски должен производиться с учётом правил благоустройства территорий.
- Реклама внутри подъезда также должна отвечать нормам № 38-ФЗ, однако, административная ответственность за это не предусмотрена.
Незаконную рекламу, которая наклеена в местах общего пользования домом, УО снимает/закрашивает в рамках исполнения обязанностей по договору управления. Если наклеенная незаконно, без разрешения ОСС, реклама причинила ущерб общему имуществу собственников, то УО вправе обратиться в суд и взыскать ущерб.
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/11955-podpadayut-li-pod-deystvie-zakona-o-reklame-obyavleniya-na-stendah-mkd