Адрес:
Россия, Новосибирск, улица Ватутина, дом 41/1

Новости ЖКХ

Должна ли УО платить за негативное воздействие на окружающую среду

Верховный Суд РФ разбирался, должна ли управляющая компания платить за негативное воздействие на окружающую среду и принял сторону УО. Предыстория такова:

У управляющей компании возникла проблема – департамент Росприроднадзора потребовал от неё заплатить за негативное воздействие на окружающую среду. Проявилось оно в том, что УО размещала отходы производства и потребления в мусорных баках у дома.

Департамент Росприроднадзора посчитал, что УО должна заплатить за все вывезенные от домов отходы с 2014 по 2015 год, и отнёс все отходы к IV и V классам опасности (малоопасные и практически не опасные). А так как у управляющей компании не было оформленного разрешения на размещение отходов, Департамент посчитал и весь вывезенный от домов объём ТБО сверхлимитным и рассчитал плату за негативное воздействие на окружающую среду с учётом пятикратного повышающего коэффициента.

После того, как УО отказалась платить, Департамент обратился в суд. Первые три суда были неудачными для управляющей компании. Ей представили такую схему:

  1. Отходами владеет собственник сырья, после использования которого эти отходы образовались.
  2. Собственники помещений в МКД по договору управления передают свои обязанности образователя отходов управляющей организации.
  3. Управляющая организация принимает на себя права и обязанности собственника отходов.
  4. УО заключает договор на вывоз ТБО со специализированной организацией.
  5. К этой организации не переходит право собственности на отходы.
  6. Вывод – платить за негативное воздействие на окружающую среду должна управляющая компания.

Ещё был вывод с доказательствами, почему Департамент Росприроднадзора имел право рассчитать плату за загрязнение окружающей природной среды с применением пятикратного повышающего коэффициента. Но эта схема оказалась неправильной.

 Есть Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ – Закон об охране охране окружающей среды. 1 января 2016 года вступил в силу п. 1 ст. 16.1 этого закона, согласно которому плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов должны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Платят за это, как указано в п. 2 названной статьи, юридические лица и индивидуальные предприниматели, из-за деятельности которых образовались отходы. Исключение – твёрдые коммунальные отходы. За негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО платят региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Это же подтверждает Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ – Закон об отходах. Выходит, что УО наравне с другими юридическими лицами, должна платить за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образуются в результате осуществления ею хозяйственной деятельности. Согласно обоим законам и в редакции, действовавшей в период с 2014 по 2015 годы, и в редакции, вступившей в действие с 01.01.2016, физические лица, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не ИП, не платят за негативное воздействие на окружающую среду из-за размещения отходов.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений в МКД договор управления. Выполняя условия договора, УО собирает и вывозит накопившиеся коммунально-бытовые отходы, при этом действует фактически как представитель собственников помещений, а не как лицо, осуществляющее деятельность по размещению отходов.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П определяет плату за негативное воздействие, как необходимое условие получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность. У собственников помещений МКД нет такой обязанности. Соответственно, не может она возникнуть и у управляющей компании. Юридические лица и ИП, являющиеся собственниками помещений в МКД, могут быть самостоятельными субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые появились из-за их деятельности.

Но оснований, что управляющая организация должна платить за размещение отходов за них, Верховный Суд РФ не нашёл.

Предыдущие суды прочитали статьи 39, 135, 158 ЖК РФ и пп. «д» п. 11 Правил № 491 и сделали вывод, что собственники помещений МКД, заключая договор управления с УО, передают ей свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления. В том числе передают право собственности на эти отходы. Это неправильно.

Статьи 39 и 158 ЖК РФ обязывают собственников помещений в МКД платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Статья 161 ЖК РФ указывает, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия для проживания в нём, надлежащее содержание общего имущества, предоставление КУ.

Согласно пп. «д» п. 11 Правил № 491, деятельность по содержанию общего имущества МКД включает в себя сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов. Перечисленные нормы Жилищного кодекса РФ и Правил № 491, на которые ссылались суды, говорят только об обязанности УО в интересах собственников помещений организовать сбор и вывоз мусора. Мусор принадлежит последним, право собственности к УО не переходит. Договор на управление общим имуществом МКД не предусматривает переход права собственности на отходы к УО. Верховный Суд РФ напомнил, что условие о передаче права собственности должно выражаться прямо, а не подразумеваться.

С 1 января 2016 года плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО стали операторы по обращению с ТКО (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, п. 5 ст. 23 Закона об отходах). В состав платы за КУ был включён тариф, который устанавливают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления, за размещение ТКО (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Это было сделано для того, чтобы компенсировать расходы регоператоров по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Только с 1 января 2016 года у собственников помещений в МКД появилась обязанность участвовать в финансировании расходов регоператоров – вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ, у собственников осталась обязанность вносить плату за содержание общего имущества. А она включает в себя плату за содержание мест накопления ТКО (п. 11 Правил № 491).

Применение норм закона в спорный период Департамент Росприроднадзора посчитал, что управляющие организации должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов вплоть до создания региональных операторов. Но согласно ч. 10 ст. 23 Закона об отходах, плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

 В спорный период с 2014 по 2015 год у собственников помещений в МКД не было обязанности вносить указанную плату, управляющая организация не приобретала право собственности на отходы, не размещала и не утилизировала их, поэтому и не должна платить за негативное воздействие на окружающую среду. Верховный Суд РФ отметил, что правовая неопределенность или законодательный пробел в действовавшем до 1 января 2016 года регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду нельзя истолковать в сторону, ухудшающую правовое положение УО. Поэтому отменил решения предыдущих судов.

По материалам сайта РосКвартал® https://roskvartal.ru.

Теги ТКО ТБО загрязнение окружающей природной среды Департамент Росприроднадзора
Хотите узнать стоимость обслуживания МКД?

Ищете управляющую компанию? Заполните заявку, и наш менеджер свяжется с вами для уточнения параметров.

Услуги
Оплатить содержание жилья

Перейти в личный кабинет на сайте жкх-нсо.рф для подачи показаний счетчиков и оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Оплатить содержание жилья
Подать показания счетчиков

Показания счетчиков (ИПУ) принимаются к расчету с 20 по 23 число каждого месяца.

Подать показания счетчиков
Скачать приложение для оплаты ЖКУ

Скачать приложение Квартплата для оплаты ЖКУ.

Скачать приложение для оплаты ЖКУ
Платные услуги по заявкам собственников

Услуги по отключению/обратному подключению стояков и иные дополнительные услуги по заявкам собственников.

Платные услуги по заявкам собственников
ТЕЛЕФОН:
Адрес:
г. Новосибирск, улица Ватутина, дом 41/1, отдельный вход после шлагбаума

ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС