Когда в управляющую организацию жители лично приносят обращения, чтобы удостовериться в личности заявителя сотрудники некоторых управляющих организаций (далее - УО) просят показать паспорт, а если его нет, то отказывают в приеме обращения.
В отличие от правового регулирования требований к проведению идентификации гражданина Российской Федерации государственными органами и организациями, осуществляющими размещение сведений в ЕСИА, нормы действующего законодательства не содержат порядка идентификации лица в рассматриваемой ситуации. В связи с чем, вопрос остается открытым и вызывает дискуссии у сторон.
Безусловно, данные содержащиеся в паспорте можно отнести к персональным данным субъекта. Несмотря на то, что в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) нет прямого указания на это, указанный нормативно-правовой акт относит к персональным данным любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (п. 1 ч. 3 Закона № 152-ФЗ). Учитывая, что в паспорте содержатся такие сведения, как ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации и пр., все действия с такими данными будут подпадать под регулирование Закона № 152-ФЗ.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие или совокупность действий с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Вместе с тем, сама по себе просьба показать паспорт из рук заявителя (не его копирование, изъятие и т.п.) для того, чтобы убедиться, совпадают ли данные, указанные в обращении с теми, что содержатся в паспорте гражданина Российской Федерации, подающего обращения, вряд ли может подпадать под понятие обработки персональных данных, включая их сбор.
При этом организации взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме посвящен целый раздел Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416). Однако, ни в указанном акте, ни в иных нормативных правовых актах, не содержится указания на порядок идентификации граждан при подаче заявления нарочно в офисе управляющей организации.
Некоторые эксперты полагают, что вполне достаточно указания в шапке заявления сведений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), а именно ФИО и почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ. Якобы эти данные как раз таки и дают возможность идентифицировать обратившееся лицо.
Эксперты Бурмистр.ру не согласны с указанной позицией по следующим основаниям.
Во-первых, Верховный суд РФ уже не раз высказывал позицию о том, что Закон № 59-ФЗ не распространяется на правоотношения собственника помещений в МКД и управляющей организации, поскольку УО не относятся к организациям, осуществляющим публично значимые функции, и указанные правоотношения носят гражданско-правовой характер.
Во-вторых, не стоит забывать о том, что в силу требований Закона № 152-ФЗ управляющая организация является оператором, осуществляющим обработку персональных данных собственников и пользователей помещений в МКД. Следовательно, на нее возлагается обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. За нарушение данных требований грозит административная ответственность.
Поскольку в обращении заявителя может содержаться требование о предоставлении информации, содержащей персональные данные заявителя, принимая заявление, именно управляющая организация должна удостовериться в том, что обращение подается непосредственно собственником или его представителем, а не посторонним лицом.
В-третьих, обращаться в УО, требовать предоставления информации может только собственник (потребитель) помещения того МКД, который находится в обслуживании УО. Поэтому просьба предъявить паспорт это не прихоть УО, а способ удостовериться в том, что заявление подается лицом, которое вправе это делать. Тем более, в рассматриваемой ситуации речь идет не об изъятии документа, и даже не о предоставлении копии паспорта, а о просьбе показать паспорт.
Судебная практика по данному вопросу экспертами не найдена, но если во внутренних локальных документах организации будет зафиксирован порядок приема обращений, в случае несоблюдения такого порядка при личной подаче гражданами обращения, отказ в приеме документов будет являться правомерным.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/