В данной статье разберем вопрос – существует ли у управляющей организации обязанность после перехода на прямые договоры вести учет количества проживающих лиц и предоставлять сведения об изменении таких лиц в РСО и РО?
Вначале отметим, что с выходом в свет Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, роль управляющей организации в оказании гражданам услуги регистрационного учета сводится всего-навсего к посреднической функции. УО принимает документы от граждан и передает их в орган регистрационного учета. При этом, нормами действующего жилищного законодательства для управляющих организаций не установлена обязанность по хранению документов регистрационного учета и их актуализации.
Соответственно, если решением общего собрания управляющая организация не уполномочена собственниками на оказание услуг по ведению паспортного стола (с утвержденной платой за данные услуги), то у управляющей организации отсутствует обязанность оказывать такие услуги, в том числе, в части актуализации и предоставлении такой информации третьим лицам.
Вместе с тем, на основании ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при принятии собственниками решения о заключении с РСО, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - РО) прямых договоров управляющая организация предоставляет РСО/РО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (в случае предоставления потребителями таких показаний в УО).
С 31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 897 от 13.07.2019 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями».
Указанным постановлением был дополнен п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - правила № 354) о предоставлении информации ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил.
Пп. «е» п.17 Правил № 354 регулирует правоотношения, предусмотренные ч.3 ст.157 (2) ЖК РФ, связанные с односторонним отказом ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.
Пп. «ж» п.17 Правил № 354 регулирует правоотношения о расторжении договора ресурсоснабжения при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ (о заключении «прямых» договоров с собственниками помещений МКД).
В пункте 6 Правил № 354 указано, что УО предоставляет РСО, приступающей к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в случае принятия ОСС решения о заключении прямых договоров, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида РСО.
Такие сведения должны включать в себя, в том числе:
-
ФИО, дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
-
адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 6(1) Правил № 354 управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Аналогичные положения содержатся и в п. п. 148(1), 148(1-1) Правил № 354, распространяющиеся на предоставление информации региональному оператору по обращению с ТКО (далее - РО).
В силу ч.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Аналогичные нормы об отсутствии обратной силы нормативно-правовых актов жилищного законодательства содержатся в ст. 6 Жилищного кодекса РФ. Частью 4 указанной статьи установлено, что акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В Постановлении №897 от 13.07.2019 г. таких указаний не содержится.
Соответственно, если прямые договоры между собственниками и РСО/РО были заключены до момента внесения изменений в Правила № 354, а именно, до 31.07.2019г., у управляющей организации отсутствует обязанность предоставлять информацию, установленную п.п. 6, 148(1) Правил № 354.
При переходе на прямые договоры, начиная с 31.07.2019г., у управляющей организации существует обязанность предоставлять РСО/РО информацию, установленную п.п. 6, 148(1) Правил № 354 не позднее чем за 5 рабочих дней до начала предоставления соответствующих коммунальных услуг, а также сведения из реестра собственников, установленные п. п. 6(1), 148(1-1) Правил № 354 в случае их изменения не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Изложенные выводы также находят свое подтверждение и в судебной практике, например:
- Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 № 14АП-10043/2019 по делу № А44-3474/2019: «В силу указанных норм права истец должен располагать информацией, предусмотренной пунктом 4.1.8 договора и предоставлять ее Гарантирующему поставщику для осуществления расчета размера платы за потребленную электроэнергию».
- Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 N 17АП-4319/2020-ГК по делу N А60-64215/2019: «Ответчик запрашиваемыми сведениями обладает (должен обладать), однако, безосновательно уклоняется от их представления истцу.
Между тем, отсутствие у ООО "Водоканал НТ", как у исполнителя коммунальной услуги по водоснабжения, информации, необходимой для начисления платы, собственникам помещений в спорных МКД, в том числе, персональных данных, не позволяет истцу определить плату за водоснабжение достоверно (корректно), что в конечном итоге сказывается на правах потребителей, ущемляя их, а также имеет для истца неблагоприятные последствия.
Ссылка ответчика на отсутствие у него такой информации подлежит отклонению, поскольку ненадлежащее исполнение управляющей компанией своих обязанностей по ведению реестра собственников не может служить основанием для освобождения его от представления таких сведений истцу.
Довод ответчика о том, что в отношении жилых домов, перешедших на прямые договоры до вступления в силу изменений, внесенных в Правила № 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897, судом принимается, в связи с чем в отношении жилых домов по адресам: г. Нижний Тагил, ул. Газетная д. 87. ул. Нижняя Черепанова д. 15, ул. Нижняя Черепанова д. 17, ул. Нижняя Черепанова д. 11, ул. Нижняя Черепанова д. 21, ул. Нижняя Черепанова д. 13, ул. Верхняя Черепанова д. 46, ул. Серебрянский тракт, д. 2 к. 1, ул. Серебрянский тракт, д. 2 к. 2, ул. Липовый тракт д. 34а, ул. Высокогорская д. 27, ул. Выйская д. 51, ул. Выйская д. 47, ул. Выйская д. 60, ул. Быкова д. 29, ул. Быкова д. 21, ул. Быкова д. 14, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Ссылка истца на пункт 6 (1) Правил 354 в данном случае отклоняется, поскольку из содержания данного пункта следует обязанность представить сведения об изменении в реестре собственников в части таких данных как фамилия, имя, отчество (при наличии), а также сведения о размере долей в общей собственности. В суде первой инстанции ответчик пояснял, что таких изменений в перечисленных домах не имелось».
Необходимо обратить внимание, что согласно:
-
пп. «з» п. 34 Правил № 354 потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
-
пп. «б» п. 148(25) потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.
Поскольку реестр собственников содержит в себе информацию только о собственниках помещений, обязанность предоставлять РСО/РО сведения о потребителях, не являющихся собственниками, если они изменились после перехода на прямые договоры, установленную п. 6(1), п. 148(1-1) у управляющей организации отсутствует.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/